Этот год был бы юбилейным для моего друга, фотографа и замечательного человека - Александра Марова (1963-2018).
1-го Мая ему исполнилось бы 60, но разорвалось сердце.
Я познакомился с Сашей ранней весной 1987. Мы делали плакаты международного форума "МОЛОДЁЖЬ и КУЛЬТУРА", проводившегося на Кипре.
"Собрали" его одним кадром с предполагаемым впечатыванием голубого неба и цветных текстов с подготовленных ч/б негативов. В формат, на бумагу Kodak.
Та ещё технологическая идея! Но она была необходима для эффектной сдачи (создавало бы впечатление, что плакаты уже вышли из полиграфии)
Саша работал печатником цветной печати в ЛАФОКИ (Лаборатории Фото и Кинематографии Академии наук СССР. Познакомил нас ныне тоже покойный Юра Балашов - единственный русский график, имевший Золотой грамофончик GRAMMY.
Тогда, во второй половине восьмидесятых, у Саши, в подвале мягко-конструктивистского здания на Ленинградском проспекте, по рельсам ездил чудо-шкаф с дистанционным управлением - продукт германской компании "Фердинанд Хомрик и сыновья", новейший тогдашний фотоувеличитель для цветной крупноформатной горизонтальной (на стену) печати.
Такими в Москве могли похвастаться ещё два-три места, но там нужно было отдавать негатив на проходной и ждать малопредсказуемого результата. Нам это не подходило и в моей жизни появился Саша.
В АН мы могли печатать хоть ночью, лично участвуя во всех процессах, от кадрировки и проявки контрольных полос до выбора цвета впечатываемых элементов. Это было очень интересно и необычно.
Всё удалось и мы подружились на много лет, для Саши - навсегда.
Мы тогда начинали много работать и, по притащенной их Штатов технологии (в основном, и к чести его, стараниями г-на Аксёнова, создавшего в Москве, большую, "всесоюзного значения", плантацию со множеством изо- и фото-"невольников". Прикоснувшись к этой "машине" однажды, я много узнал, ещё больше понял и поехал дальше на одноместном велосипеде) требовались эти огромные отпечатки, как тогда говорили, "на пластике".
Я завёл себе в сашином научно- фотографическом подвале, для кадрирования, листы белого картона 90х60 и 100х70 см и, обнаглев, чуть не половину работы делал у печатников...
Выходило недёшево, но быстро и эффективно, а, главное - радостно.
Позже Саша ушёл от этого материального благоденствия в свободное плавание фотографии. Мы работали с ним и там, и ещё интереснее.
От большинства других фотографов, кроме редких человеческих качеств, Сашу отличала спокойная профессиональная честность.
В рекламной работе, в общем-то, только художник знает, что "будем снимать".
Он это придумывает, он, как правило, теоретически заметно лучше подготовлен (банально образован), но и фотограф, обычно, имеет своё мнение. Отсюда лёгкая "путАница" (как говаривал дружественный грузин Гиви) на площадке и в кадре.
По умолчанию, при совместной работе, мы всегда снимали так, как сказал я и так, как хотелось Саше.После проявок, вздыхая, как правило, он с интересом признавал "поражения".
Снимали мы чаще "большими" камерами, на листовую плёнку. Процесс был небыстрый, но вкусный, как апельсин.
Постепенно Саша пришёл к главной работе своей жизни - многолетнему гражданскому выставочному проекту "ПОРТРЕТ НАУКИ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ"
Проект получил кое-какую прессу, Саша получил "Золотой глаз", вместе они получили несколько экспозиций на хороших площадках, но оценки, адекватной значению работы не дождались. Даже со стороны "заинтересованного" сообщества.
В 1934 году, во время очередного Общего собрания Академий наук СССР, знаменитый Моисей Наппельбаум выполнил по заказу АН СССР серию портретов выдающихся русских учёных. Негативы. большей частью, оказались в архиве ЛАФОКИ.
В самом начале XXI века возникла идея парной выставки: портреты работы Наппельбаума из 1934 года и портреты наших современников, ведущих академиков РАН. Эти, новые, делал Саша.
Люди обоих проектов прошли через рубежные исторические события, те и те составляли действительный цвет нации. Так и появилась мысль объединить их в одной работе.
Новые портреты концептуально снимались на ч/б плёнку и весь проект выполнялся в технике бром-серебряной ручной печати. Печатал Юра Кувшиников.
Саша получил много тычков за, якобы, "эпигонство".
Глупые "знатоки", по разные стороны границ, рассуждали о невозможности "повторить результаты Наппельбаума без использования аутентичных объективов Фохтлендера - "Колинеар", "Герц-Дагор" и даже "золотых виражей". Критики и были, вероятно, потенциальными эпигонами, а Саша создал свой "ПОРТРЕТ НАУКИ", не особо слушая странных людей с обочины.
Мне не известно скольких действительных членов Академии Саша успел запечатлеть в этом проекте, знАю, что боЛьше пятидесяти. У меня нет исходников, оттого картинки на сайте не во всём соответствуют оригиналам, и, тем не менее, лучше так.
Пройдут годы (а они пройдут) и людям захочется (а им захочется) посмотреть на лица русской науки "рубежа эпох" и они вспомнят о работе Саши. Ничего подобного, кроме трёпа, селфи и мыльнично-репортажных снимков нет, а часто нет и этого. И уже, увы, не будет.
В те годы страна забыла про своих учёных, они ей стали не нужны, но они были ещё живы...
Саня, ты заходил в этот мир не зря.