артисты

"Работа, благодаря которой делаешь успехи в своём ремесле, достаточное вознаграждение за то, что тебя не понимают глупцы". © Paul Cézanne

Эти три  жигана - одни из любимейших мной живописцев. Это Поль Сезанн и Анри Матисс с Альбером Марке в представлении современной британской художницы австралийского замеса Аntonia Black (Marquet  особенно хорош: чистый Ролан Быков в роли кота Базилио). Это гуаши. Яркие такие. Tollens, наверное. В общем, похоже вышло, парни удались.

Вообще, это очень великие художники великого периода - между импрессионизмом и модернизмом. Причём, если Сезанн немного постарше и , пожалуй, прочно сидит в постимпрессионизме (хотя и вместе с Гогеном, живопись которого он называл ''плоскими китайскими картинками''), тяготея к объёму  и много говоря о нём, то Марке, опершись на постимпрессионизм, подружился с фовистами и, в конце концов, попал в трудноклассифицируемые  авторы, с годами став, как-то, ''сам по себе''.
Матисс же, безусловный фронтмен фовизма.

Я  тут покажу немного их работ. Зачастую, у них были очень разные взгляды на живопись, но у них всех получилось.
Они, видимо, сходились во фразе Сезанна (1874):

- "Мне надо ещё много работать, но не для того, чтобы добиться той законченности, которая восхищает глупцов. Эта столь высоко ценимая законченность - результат только ремесленного мастерства и делает произведение нехудожественным и пошлым..."

Но часто расходились в важных нюансах, например, помянутых тем же Сезанном:

- "... манера неоимпрессионистов подчёркивать контуры чёрной чертой - с этой ошибкой надо всеми силами бороться!"

Wordpress Photo Gallery

Стоит взглянуть на работы из первой галереи - работы Marquet, что увидеть, что он, пожалуй, не согласен со старшим товарищем в части чёрных линий))). Для Марке характерно странное, переливчатое сочетание сезановской фундаментальности с лёгкостью Писарро-импрессиониста (в свою очередь, старшего друга Сезанна) и красочностью фовизма. Для галереи работ Марке я "пробежался" по Музею Бордо (города, где родился художник), Гренобля и, конечно, Musee d'Art moderne в Париже. Тут помещены следующие работы:

1. Affiches a Trouville. 65 x 82, 1906
2. La Plage a Fecamp. 65 x 81, 1906
2. Le Point Saint Michel. 65 x 81, 1908
4  Le Port de Rotterdam. 65 x 81, 1914
5. Paysage d'Ile de France. 65 x 81, 1915
6. Le Pont neuf la nuit. 81 x 100, 1939


О Сезанне, маленькую галерю которого я помещу между работами Марке и Матисса. Почему между? Потому, что , на самом деле, В ОСНОВАНИИ.
Сезанн старше, но это не помешало ему, даже в относительно ранних работах начала восьмидесятых годов XIX столетия, пусть сначала через естественно прямоугольных формы объектов, но прийти к почти кубистической живописной трактовке этих форм, немного позднее, в натюрмортах появляется акцентированный локальный цвет, как бы благословляя будущих фовистов, а в конце жиэни, матер пришёл со своими ''Большими купальщицами'', просто указав многим художниках направление для поисков и свершений. Тот же Матисс, говоря о Сезанне, сказал буквально так:

- ''Он отец каждого из нас.''

Мне, кроме всего прочего, особенно близко толкование Сезанном мира как натюрморта.  Совсем не случайно, в его наследии так много, именно, натюрмортов. Он работает над своими полотнами долго.
Я не очень люблю портреты, но не портреты Сезанна, всё-таки, ''перетекающие'' в натюрморты (это станет нормальным в модернизме). Портрет мог занимать у него сто сеансов (!), кто это выдержит спокойно, кроме редкого яблока, да природы Прованса?
Приглашая Писсарро работать в Прованс, Сезанн писал тому, что тут (в окрестностях Экса) есть много мотивов, которые не меняются месяцами... Для него это было важным.
Вот несколько его работ:

 

1. La vallée de Riaux près de l'Estaque.  65×81, 1883
2. Still life with bottles and apples. 49x51,1890
3. Hameau à Payennet près de Gardanne, 62×91, 1890
4. Les joueurs de cartes. 97×130,1893
5. La Maison Maria avec une vue du Château Noir. 65×81, 1895
6. Les Grandes Baigneuses, 210,5×250,1906

Wordpress Photo Gallery

А вот, и сам, ''Народный Артист живописного Мира и окрестностей''. Отец всем, в период создания своих Les Grandes Baigneuses. 1906 год.
В этом году он умрёт, как будет записано в медицинском свидетельстве, ''от инфлюэнцы''. Сегодня написали бы, по всей видимости, ''Covid''. Но, что интересно и удивительно, он умрёт не постарев. Не постареет и Матисс, в отличии от, например воспитавшегося на работах Сезанна Пётра Петровича Кончаловского. Ещё интереснее, что не постареют ни оценённый Машков, ни неоценённый Куприн. Но это другая история. Тут о Моих любимых французских артистах, так уж сложилось, что не Энгр, не Энгр для меня Франция.


Анри Матисса мне показалось интересным представить относительно ранними работами, ''на выходе'' из импрессионизма. Вызревшего Мастера все видели много раз. Пусть самой ранней в подборке станет ''Читающая женщина в фиолетовом платье'' 1898 года из Musée des Beaux-Arts de Reims (France). На этот раз, донорами выступили и Государственный Эрмитаж, и Музей Вашингтонского Университета, и Музей Metropolitan и даже частное собрание, не давшее размеров своей ''Лежащей обнажённой'' 1908 года.

Wordpress Photo Gallery

Тут помещены следующие работы:
1. Femme de lecture_en robe pourpre.38x46, 1898
2. Nature morte aux oranges. 46x55, 1899
2. Jardins du Luxembourg. 59x81, 1901
4. Nature morte avec nappe bleue. 73x92, 1902
5. Chapel of SaintJoseph a Saint-Tropez.59x72, 1904
6. Couche_nu. 1906