о Москве. исторический сюжет

В 1-й пол. XIII века появляется, собственно, Московское княжество, небольшое, выделившееся , как удел Владимиро-Суздальского княжества.
XIX столетие любило науку, в том числе, историческую.  Поехали.
В этом самом XIX столетии, особенно во второй его половине писалось множество исторических трудов, формировалась терминалогий (плоды этого формирования аукаются сегодня). Появилась, не вдаваясь в тонкости, линия трансформации от дрекнерусских княжеств к унитарному Московскому царству, изображённая в гризайли на стене Оружейной палаты Московского Кремля.

Около сер. XIV в. в результате роста Московского княжества, появляется Великое Московское княжество. Здесь уже ясно обозначается парадигма развития, в русле которой мы живём и сегодня. Это может нравиться, или, не нравиться, но это так и, для пользы своих нервов, и во благо общего, от чего всегда что-то перепадает и частностям, стоит понять. И ещё, как показывает опыт столетий историческими парадигмами стоит дорожить. Слететь с рельсов проще, чем обрести их, да и процесс схода череват.

Так, что же изображено на стене при входе в залы Оружейной Палаты?
Там изображены символы Четырёх столиц Руси-России. Последовательно. Они и создают сюжет. Нам остаётся оформить "подписи к картинкам".

Там изображён Новгород (Великий Новгород), как первая столица (признание, или непризнание Рюрика норманом по пятому пункту не отменяет факта образования первого крупного государственного межземельного объединения древнерусских восточнославянских людей с центром в Новгороде (по дате основания которого Ильменскими славянами ведутся споры) в 862 году. Именно здесь, в 1862 году установлен замечательный монумент – Памятник тысячелетию России.
Более поздний период существования Новгорода и Пскова, Полоцка и др,, XII - XV вв, обозначается термином, изобретённым тоже в XIX веке - «Северо-западная Русь».

Второй столицей будущей России на стене Оружейной палаты изображён Киев, который в 882 году был выбран Олегом, родственником и наследником Рюрика, своей столицей.
До 1132 года продолжается период, так же атрибутированный в XIX веке и утверждённый в СССР, как «Киевская Русь»

(Здесь, в свете сегодняшних событий, и для прояснения нижеиздоженного стоит показать историю возникновения системв терминов.
Начнём с термина "Киевская Русь". Впервые в научном обороте (да и, вообще, в речи) он появился благодаря ректору Киевского императорского университета М. Максимовичу, который использовал его географически для пояснения существований различных частей русского протогосударства. Он ввёл сразу несколько терминов: “Новгородская Русь”, “Киевская Русь”, “Владимирская Русь”, “Галицкая Русь”.
В середине, второй половине XIX века Погодин, затем Соловьёв и Ключевской стали использовать этоту систему обозначений в хронологическом знвчении. отделяя до-монгольский период и после-монгольский, дополнив этот ряд определений терминами “Московская Русь” и “Литовская Русь”.(интересно, что теоретики украинского национализма не употребляли ничего из перечисленного, например, автор десятитомной истории Украины Грушевский оборот "Киевская Русь" не поминал. Но то “украинство”, а не История.)
В советское время академик Рыбаков окончательно вписал в историю Киевскую Русь, как-то, даже, немного за счёт остальных и тиражировал это через школьные учебники. Чем, невольно создал почву для сегодняшниих манипуляций.

Третьей столицей Руси-России стал Владимир, на чьих землях после окончательного упадка Киева под напором Степи, сконцентрировалась наиболее значительная часть его населения.
И здесь, для обозначения этой агломерации княжеств, управляемых потомками Юрия Долгорукого нашёлся термин - «Северо-восточная Русь», закрывающий исторический период XII -XV веков. (параллельно с Северо-западной Русью). Киевская же Русь прекратила своё существование, отдав большую часть населения Северо-востоку и меньшую рассеяв по землям юго-западных окраин бывшего Великого Киева и ещё юго-западнее.

Как бы, в стороне от этих событий остаётся немало древнерусских княжеств, в том числе и такие крупные агломерации, как Великое княжество Рязанское (мы говорим здесь о Рязанском княжестве, так как говорим о Москве и её временном горизонте, сама Рязань вмечте с самым древним городом на Оке, Муромом, выделились уделами-княжествами из огромного древнерусского Черниговского княжества. Они объединялись и разделялись, чтобы к XIV веку стать одним из крупнейших русских княжеств на Востоке и Юго-Востоке, Великим княжеством, ( с такими городами в бассейне Оки, как Переяславль-Рязанский, Коломна, Зарайск,Белгород. Пронск, Тула, Мизайлов, Муром), Брянское княжество как наследник Черниговского, Смоленское княжество и другие земли отошедшие к Литве (Великому княжеству Литовскому, не путать с Литовской республикой), Великое княжество Тверское, Курское княжество  и другие осколки Юго-западной Руси. Всему этому разнообразию древнеруссеих территорий предстояло воссоединиться.
Но самое главное для будущей России то, что в это время идёт становление, укрепление и укрупнение Московского княжества. Оно уже реальный конкурент Рязани и Твери, ему уже принадлежат многие земли Северо-восточной Руси  и, в конце концов, став к середине XV века реальным претендентом за право называться центром русского государства, в начале XV Московское княжество поглощает Рязанское.

В 1547 году Великий князь московский Иван IV Грозный был венчан титулом «царя». Московское царство состоялось,
Символу Москвы предстояло стать четвёртым изображением из Оружейной палаты, а самой Москве - четвёртой и последней столицей России.

Можно спросить, а как-же Санкт-Петербург? А это не про Санкт-Петербург, который никогда и не был столицей России, но Парадизом и Резиденцией Императора всероссийского (это интереснвя история, но ей мы найдём другое место).
Мы о Москве и о том, почему, по нашему глубокому убеждению, у России не может быть другой столицы. Почему все разговоры о “переносах” и строительствах “новых” – есть государстворазрушающие, критически опасные разговоры и замыслы.

Напомним: в монгольский период, крупные государственные образования русичей (кроме Новгород-Псковскиз земель, куда не проникли монголы) подверглись дроблению и упадку, но в центре этого хаоса, как бы в противоход ему, поднималась и крепло княжество Московское.
Пропуская почти весь переиод раздробленности обратим внимание на то, что в 1389 Дмитрий Иванович (Донской) передал (впервые после начала Ига) Великое княжение своему сыну Василию Дмитриевичу как свою «отчину», без санкции Золотоордынского хана.
в 1392 был присоединен Нижний Новгород, значительно усилилось влияние Великого княжества Московского во владениях Новгородского княжества-республики.
К середине XV века территория Великого княжества Московского составляла 430 тыс. кв. км с населением около 3 млн. чел. Во 2-й пол. XV в. Великое княжество Московское стало ядром складывавшегося Русского централизованного государства. Присоединив к нему территории Новгородской республики (1478), Великого княжества Тверского (1485) и др. земель, московские князья стал великими князьями «всея Руси». Великий князь московский  титуловался «государем и великим князем всея Руси»

И, наконец, 25 января 1547 года Иван Грозный впервые в русской истории венчался на государственный престол, царём Всея Руси. Великое княжество Московское, объединив множество раздробленных земель, шагнуло к империи.
(на основе проведенной церемонии приведения Иоанна ко власти  был составлен Чин венчания на царство - порядок, которому, в целом, будут следовать российские монархи в течение следующих 350 лет.

К чему нами потрачено столько букв? Там, выше, нами было скзано что-то похожее на «Москва есть Третий Рим, а четвёртому не бывать»…
Почему «не бывать»? Почему небольшой, бедный удел Владимиро-Суздальского княжества сумел добиться того, чего не добились ни Новгород, ни Киев, ни Владимир, ни Рязань, ни Тверь?
Почему занял он, в конце концов, одну шестую часть земной суши? Почему это сделали люди, со слов партнёров, ни к чему кроме пьянства не склонные, туповатые, в общем, неприятные, во всём, совершенно очевидно, проигрывающие просвещённым западным своим соседям?
Есть, или, постоянно ищутся этому рациональные и иррациональные  объяснения, от нежелания де западных соседей-партнёров прибирать к рукам эти «худые земли», до генерала Мороза и «свезло».
Всё это, конечно чушь. Западная традиция, вообще, знает много чуши, которая продаётся как истина и непонятно даже, то ли, сами продавцы знают, чем торгуют, то ли, не знают и сами верят в это…
Русские князья, конечно же, прилагали немало усилий к преодолению разделения (себе на феодальную пользу), усилий вполне актуально кровавых, но почему же Москва?
Река не сама большая, леса не самые густые, для обозначения качества сельскохозяйственных земель лучше всего подходит слоао «дрянь»… и, «Царь и Великий князь Всея Руси…».
Императоры российские становились императорами в Москве, на Кремлёвском холме.

Есть такая штука – Метафизика, если не очень научно, то это «о началах всего сущего, неизменных, духовных и недоступных чувственному опыту».
Cудя по всему, понимая это, или, не понимая, но за этим ездили желающие стать императором в Москву. Именно оттого и «небольшой, бедный удел Владимиро-Суздальского княжества…»
сопоставив простенькие разномастные исторические факты и набравшись позитивистского опыта мы придём к метафизическому выводу.

1. В детстве, в школе, учители рассказывали нам, описывая жизнь старой Москвы, ч то в Кремле полагалось ходить с обнажённой головой и поясняли:
- Там (в Кремле) было множество церквей, а старорусский человек бвл набожен.
(обратим внимание на то, о чём наши учители, вероятно, не задумывались: вне стен Кремля и вне Холма находилось куда больше церквей и набожный русский народ прогуливался меж ними в шапках, если не вздумывалось ему перекреститься на одну из них);
2. Умница Наполеон рвался не на брега Невы (куда было поближе), а на этот Холм.
(и «не усидел» на нём и сорока дней);
3. Возвращаясь к Венчанию на царство: после окончательного обустройства Невской резиденции и возведения там такого прекрасного комплекса, как Александро-Невская лавра, императоры не перевезли туда, ни кремлёвской церковной утвари ни государственных инсигний, кроме изготовленной для Екатерины II Большой императорской короны).
(они продолжали путешествовать в Москву на коронацию (с короной, кстати), это можно бы объяснить отсутствием у Санкт-Петербурга столичного статуса, но почему?));
4. Никто и никогда не подписал указа о провозглашении столицей России иного города, кроме Города с Холмом.
(что-то мешало это сделать, но что? Самодержцам то?);
5. Красный проект, практически, начался с переезда нового Правительства в Москву (который ещё раз, второй после действий Петра II, ошибочно назовут «переносом столицы»).
(Гражданская Война была выиграна Красным проектом по всем напрвлениям);
6. Немецкая армия, остановилась в маленькой деревне Маслово (34 километра от Кремля и 1 километр от Николиной горы!).
(5 декабря 1941 года оставила Маслово и ушла в Берлин);

Повторим, тут масса позитивистских объяснений: и морозы, и случайности, и просто всегдашняя чушь (Наполеон договорился в своих послевоенных островных письмах, что де причиной войны было лишь желание поговорить с царём Александром, но последний уклонялся от прямой беседы, вот и пришлось идти в Москву, где он целый месяц ждал Александра, но поняв, что тот не придёт, развернулся и покинул Россию), сибирские дивизии и боязнь Ленина встречи с немецкими спонсорами, нерешительность императоров…  Куча позитивизма.
Нам представляется иное.

в 1147 году, а скорее всего, раньше, случайно, или, нет (всякая случайность есть божественный Промысел) посреди Русской равнины было найдено Место силы русского народа, исходная точка верной парадигмы русской государственности, в русле которой мы существуем, пока Центр нашего самоосознания не будет вытеснен насильственно. Наша задача – не допустить этого.
Дело совсем не в том, что мы родились в Москве, не в мифическом «столичном пайке»,  не в в приятном для уха, «дорогом»шуршащих по городу покрышками чёрных Audi и прочих майбахов, но в жизни и смерти нашей Родины.
Вот такая Метафизика.